Консультация для родителей учитель-логопед: Остроухова Татьяна Алексеевна

                                                                                        
 

 

 

ГБДОУ

детский сад № 68

Калининского района

Санкт-Петербурга

наш девиз:

"Сердце отдаем детям"

 

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

 

 

    

 

 

 

Консультация для родителей

учитель-логопед

Остроухова

Татьяна Алексеевна

 

 

Десять «почему» детям необходимо читать

 

  1. Благодаря чтению развивается РЕЧЬ ребенка и увеличивается его словарный запас. Книга учит маленького человека выражать свои мысли и понимать сказанное другими людьми.
  2. Чтение развивает МЫШЛЕНИЕ. Из книг ребенок учится абстрактным понятиям и расширяет горизонты своего мира. Книга объясняет ему жизнь и помогает увидеть связь одного явления с другим.
  3. Работа с книгой стимулирует ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ, позволяет работать фантазии и учит детей мыслить образами.
  4. Чтение развивает познавательные интересы и расширяет КРУГОЗОР. Из книг и периодики ребенок узнает о других странах и другом образе жизни, о природе, технике, истории и обо всем, что его интересует.
  5. Книги помогают ребенку ПОЗНАТЬ САМОГО СЕБЯ. Для чувства собственного достоинства очень важно знать, что другие люди думают, чувствуют и реагируют так же, как он.
  6. Книги помогают детям ПОНЯТЬ ДРУГИХ. Читая книги, написанные писателями других культур и других эпох, и, видя, что их мысли и чувства похожи на наши, дети лучше понимают их и избавляются от предрассудков.
  7. Хорошую детскую книжку можно читать ребенку вслух. Процесс совместного чтения способствует ДУХОВНОМУ ОБЩЕНИЮ родителей и детей, установлению взаимопонимания, близости, доверительности. Книга объединяет поколения.
  8. Книги - ПОМОЩНИКИ РОДИТЕЛЕЙ в решении воспитательных задач. Они учат детей этике, заставляют размышлять о добре и зле, развивают способность к сопереживанию, помогают научиться входить в положение других людей.
  9. Книги придают СИЛЫ И ВДОХНОВЕНИЕ. Они увлекают и развлекают. Они заставляют детей и взрослых смеяться и плакать. Они сокращают одиночество, приносят утешение и указывают выход из трудного положения.
  10. Чтение - самое ДОСТУПНОЕ И ПОЛЕЗНОЕ для интеллектуального и эмоционально-психического развития ребенка занятие. Книгу можно брать с собой, куда угодно. Ее можно бесплатно взять в библиотеке, и ей не нужна электросеть.

Уважаемые родители, непременно включайте произведения разных жанров. По мнению педагогов, дети к 7-ми годам должны уметь разбираться в жанрах художественных произведений, называть имя любимого писателя, название полюбившейся сказки или рассказа, знать 3-4 стихотворения наизусть, уметь драматизировать сказки и выражать голосом эмоции главных героев произведения, уметь читать по ролям.

 

 

 

 

 

 

Откуда берется любовь к чтению?

Причины нелюбви к чтению лежат на поверхности. Интернет, компьютерные игры и телевидение предлагают неокрепшим умам уже «переваренную» информацию в виде готовых образов и суждений, и ее восприятие не требует напряжения внимания, работы воображения и включения памяти в том объеме, в котором это необходимо для прочтения текста.

Чтение – это вид умственной деятельности, а потому требует навыков. Чтобы читать с удовольствием, прежде всего, нужно уметь читать. А чтобы уметь читать, нужно практиковаться в чтении. Именно поэтому учителя «натаскивают» детей на уроках литературы, выдают списки обязательных к прочтению книг перед летними каникулами, а родители заставляют своих отпрысков читать. Но только чтение из-под палки лишь в исключительных случаях перерастает в неподдельный интерес к книге. Как правило, он воспитывается семьей в атмосфере, в которой витает добрый «книжный дух».

Если мы хотим, чтобы наши дети были грамотными, могли ясно излагать свои мысли, имели широкий кругозор и творческий потенциал, умели сосредотачиваться и анализировать, были наблюдательными и эмоционально развитыми, то в наших интересах постараться привить им вкус к чтению. И это по силам большинству из нас, родителей, если мы будем действовать последовательно. Конечно, успех в этом деле будет зависеть и от возраста ребенка: чем раньше начать целенаправленно воспитывать в малыше любовь к книге, тем лучше. Итак, какие же шаги предпринять, чтобы вырастить книгочея?

1. Читать и еще раз читать.

Начинать читать крохе можно уже с того момента, когда он в состоянии сидеть и рассматривать картинки. Малыши до года с удовольствием слушают ритмичную детскую поэзию, прочитанную громко и с интонацией. Кроме того, что это способствует развитию их речи, у детишек с малого возраста возникают положительные ассоциации с книгой.

Деткам, примерно с двух лет, имеет смысл читать каждый день перед сном, чтобы это стало приятным обычаем, желанным временем общения с мамой (папой) наедине. Малыш должен знать, что как бы ни прошел его день, вечером он успокоится под умиротворяющее звучание родного голоса, услышит добрую сказку. Крайне нежелательно нарушать сложившуюся традицию без существенных поводов, и, тем более, наказывать ребенка, лишая вечерней книжки. И, конечно, сказки со страшными персонажами на ночь читать не стоит. Основной момент приучения ребенка к самостоятельному чтению состоит в том, чтобы читать ему вслух как можно дольше, до тех пор, пока он сам не скажет: «Хватит». Ребенок вполне может ходить в школу, уметь неплохо читать и даже осиливать не самые тонкие детские книжки, но слушать мамино или папино чтение для него – истинное наслаждение. Естественно, если родитель читает заинтересованно и выразительно, а не клюет носом над книгой, то и дело, забывая, где он остановился.Выбирать книги для чтения вслух ребенку, который уже сам умеет читать, рекомендуют «с опережением», то есть те, что ему трудновато воспринимать без помощи взрослого. По ходу чтения хорошо бы объяснять незнакомые понятия, останавливаться для обсуждения действий героев. Все это очень благотворно влияет и на укрепление эмоциональной связи с ребенком, и на формирование его интеллекта.

2. Выбирать для чтения хорошие книги.

Книги, читаемые ребенку, в идеале, должны удовлетворять его возрастным потребностям в прекрасном. «Малышковые» книжки желательно выбирать с красивыми яркими картинками. Для детей постарше – с информативными, профессионально нарисованными иллюстрациями. Детям всех возрастов лучше читать качественную литературу, а не книжки-однодневки, чтобы как мама, так и ребенок имели возможность увлечься сюжетом, наслаждаясь хорошим авторским слогом.

3. Постараться научить ребенка читать до школы.

Хоть умение читать и не является обязательным требованием для поступления в школу, овладеть навыками чтения до первого сентября очень желательно. Важно, чтобы первоклашка не нервничал на уроках, не боялся не успеть за остальными, не подвергался ненужной критике со стороны учителя или одноклассников – все это может надолго оттолкнуть его от чтения.

4. Не «давить» на ребенка в том, что касается чтения.

Очень важно, чтобы ребенок научился читать без слез. Чрезмерной строгостью, настойчивостью, приведением в пример знакомых детей, можно вызвать у малыша отторжение к процессу чтения. На самом деле, почти каждый ребенок, развивающийся по возрасту, поняв принцип складывания букв в слова, в какой-то момент начинает с увлечением этим заниматься. Если оставить чадо в покое и продолжать регулярно и выразительно читать ему вслух, то оно очень скоро освоит самостоятельное чтение по слогам, а затем и целыми словами. Нельзя наказывать ребенка чтением книги и нежелательно ставить ему условия вроде: «Не прочитаешь рассказ, не пойдешь гулять». Если ребенок не любит читать, нужно изыскивать возможности познакомить его с теми произведениями, к которым он точно не останется равнодушным, читать ему их вслух, если он не возражает, но никак не заставлять.

5. Создать ребенку условия для чтения.

Для чтения нужно свободное время, а у многих современных детей его очень мало. Если ребенок помимо школы посещает еще и «драмкружок, кружок по фото», а дома ему надо делать уроки, то на книгу у него может не остаться ни времени, ни сил. Между тем, психологи настаивают на обязательном наличии у школьника его личного времени, имеющего значение для его личностного развития. Чтобы ребенок лишний раз почитал перед сном, не лишним будет повесить у него над кроватью лампу. Вроде бы элементарная мера, но приносит массу пользы, как для зрения, так и для организации личного пространства ребенка.

6. Ограничить «общение» с разного вида гаджетами и телеэкраном.

Наверное, никому не надо объяснять, что привычка к развлекающим и отвлекающим от суровой действительности занятиям – штука сильная. Даже взрослые порой не могут оторваться от компьютера, что и говорить о детях. Также желательно соблюдать такой принцип: пока не прочитали книгу, фильм, снятый по ней, ребенку не показывать. Пусть он создает в голове собственные образы, с любопытством следит за сюжетом – потом ему самому же будет интересно сравнить авторскую интерпретацию с первоисточником.

7. Показывать личный пример.

Привить ребенку любовь к чему бы то ни было, мы можем, только увлекаясь этим чем-то сами. Если ребенок изо дня в день наблюдает ссутуленную спину мамы, «сидящей» в социальных сетях, то и его будет манить туда с непреодолимой силой. Так же происходит, если ребенок видит маму с книжкой: он понимает, что чтение – это важная составляющая ее жизни.

Для того, чтобы привить ребенку любовь к чтению, не требуется сверхъестественных усилий. Но есть одно важное условие, заключающееся в маминой или папиной искренней заинтересованности в процессе.

Читайте ребенку с удовольствием, и все обязательно получится!

 

 

 

УЧИМ ДЕТЕЙ РАССКАЗЫВАТЬ 
  
Развитие связной речи является наиважнейшим условием успешности обучения ребенка в школе. Ее успешное развитие зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, познавательной активности ребенка и т.п.). Формирование связной речи у детей изначально сложный процесс, который многократно усложняется, если имеет место общее недоразвитие речи (ОНР).
   По своей структуре монологическая речь сложная, развернутая, композиционно и грамматически оформленная, обязательно предварительно планируемая.
   Дети с общим недоразвитием речи испытывают серьезные затруднения в самостоятельном планировании сюжета, в создании связного контекста, в самостоятельном оперировании лексико-грамматическими категориями.
   Работа по формированию связной монологической речи это обучение детей рассказыванию.

Она проводится по двум направлениям:
1) обучение пересказу;
2) обучение составлению рассказов (придумывание) по картинам, предметам, предложенному сюжету, теме, по данному началу и т.д.
Пересказ ~ более легкий вид монологической речи, т.к. в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы. Пересказ может даваться без опоры или со зрительной опорой в виде:
иллюстрации,
серии сюжетных картинок,
набора предметных картинок к тексту,
 символов и схем.
Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти и внимания. При этом совершенствуется структура речи и произношение, усваиваются нормы построения предложения и целого текста. Неоценимо значение пересказа для закрепления правильного,  чистого я устойчивого звукопроизношения.
Приемы работы с пересказом для развития словесного творчества:
 пересказ с элементами драматизации (по ролям);
пересказ от лица разных героев;
пересказ с изменением лица рассказчика (не от первого, а от третьего лица);
 пересказ с заменой героя, места или времени действия;
 придумывание дополнительной картинки в начале или в конце серии сюжетных картинок.
Составление рассказов ~ значительно сложнее пересказа готового текста и базируется на овладении навыками пересказа.
Приемы работы по составлению рассказов для развития словесного творчества:
1.восстановление специально пропущенного звена:
-придумывание окончания незавершенного рассказа («Как могла закончиться эта история? Как удалось спасти героя?»)
-восстановление пропущенной средней части рассказа (рассказывание по первой и последней картинке. Дети придумывают среднюю часть сюжета.)
-рассказывание по началу (по первой картинке), а продолжение и конец дети придумывают свои. После этого открывается вторая картинка и составляется рассказ по двум картинкам. И так до конца- рассказывание по последней картинке.
-придумывание дополнительной картинки в начале или в конце серии сюжетных картинок;
2.составление рассказов по картинам с проблемным сюжетом;
Творческие рассказы ~(придуманные рассказы) представляют некий результат детской фантазии и требуют от ребенка развитого воображения, образного мышления, самостоятельного моделирования сюжета и композиционного построения текста. Творческие рассказы многообразны по степени сложности и самостоятельности.

Это может быть:- придумывание конца рассказа или сказки;
-
составление рассказа (сказки) по аналогии;
- составление рассказа по нескольким опорным словам;
-составление рассказа (сказки) по предложенному (готовому) сюжету- составление рассказа (сказки) по заданной теме;
-знакомые герои в новых обстоятельствах (обстоятельства могут быть фантастическими, невероятными, а могут быть близкими к жизни)
Наиболее сложным является
придумывание сказки или рассказа. Поэтому в практике коррекционной логопедической работы с дошкольниками с ОНР наиболее приемлемой является придумывание конца готового, данного текста сказки или рассказа, а также составление сказок и рассказов по аналогии с небольшим литературным произведением или народной сказки. Особенно богатым материалом для придумывания своего веселого, счастливого и доброго конца являются русские народные сказки. Например: «Репка», «Колосок», «Колобок», «Лисичка-сестричка и серый волк» и др.; замечательные сказки, рассказы, басни русских писателей. Например: «Серая шейка» Д.Н. Мамина-Сибиряка, «Воробей» И.С.Тургенева, «Старик и яблоки» Л.Н.Толстого, «Лекарство» и «Сила и право» К.Д.Ушинского и др..

   

 

 

 

Разучивание стихотворений  о городе, путём создания мнемотаблиц

          От родителей часто можно услышать слова – «У нас стихи не запоминаются»,  «Не может быстро запомнить текст, путается в строчках». В то же время родители говорят, что их ребенок великолепно запоминает рекламу или может легко пересказать просмотренную серию любимого мультфильма. В чём причина? Дело в том, что в первом случае, при разучивании стихотворения,  требуется произвольное запоминание (с помощью  волевых усилий), а во втором - действуетнепроизвольное, основанное на эмоциях и интересе ребёнка. Вспомните любую рекламу: красочные картинки, текст, быстро сменяющие друг друга, сопровождающиеся музыкой не требуют усилий для запоминания. Одни дети лучше запоминают слова (развита слуховая память - музыкальные, речевые звуки), а другие -  зрительные образы (развита зрительная память). Ассоциативная память - память, в которой элементы запоминаемого материала связаны между собой ассоциативно. Что такое ассоциация? Это связь между отдельными представлениями, когда одно из них влечет за собой появление другого. Например, мы чувствуем запах пирога и вспоминаем старый деревенский дом, в котором провели свое детство. Или кто-то говорит нам «лес», и в нашем сознании всплывает образ ели. Есть ещё интересный вид памяти - фотографическая память, которая у дошкольников встречается редко. Вспоминая что-нибудь, ребенок как бы снова видит это перед глазами и может описать во всех подробностях. 

Мнемотехника - (от греч. mnemonikon – искусство запоминания)- система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации. В настоящее время данная технология используется и в детских садах. Для выработки определённых навыков, умений в обучающий процесс вводятся различные приёмы, которые помогают развивать память. Чаще всего используют  мнемотаблицы - это схема, в которую заложена определенная     информация. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или строку придумывается картинка, таки образом, все стихотворение зарисовывается схематически.  После чего ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовый план (схему), а по мере обучения в процесс создания включаются дети и создают свои схемы. 

Разучиваем вместе с детьми!

 

 

Мы очень любим город свой.
Сияет солнце над Невой,
Или дожди стучат в окно –
Его мы любим все равно.
Мы в этом городе живём.
И он растёт, и мы растём
Автор М. Борисова.            

 

 

 


Петропавловский собор

 

Собор этот выше других и старей.

Здесь усыпальница русских царей.

Издалека виден шпиль золотой,

Высится он над стеной крепостной.

Ангел под самыми облаками,

Город Петра осеняет крылами.

Дата последнего обновления страницы 29.06.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения